Ваш город:

Космический баллистик

39

Со времени запуска в космос первого искусственного спутника Земли (04.10.1957 г.) прошло уже 62 года, а полет Ю.А. Гагарина 12.04.1961 года стал не только днем Космонавтики, но и открытием космической эры человечества. Чтобы мы сегодня могли бороздить космические пространства, долгие годы на Земле трудились люди, чьи имена не прозвучали в новостных программах, рядом с именем первого космонавта Земли.

Космический баллистик

Простых работников сферы, связанной с разработкой космических аппаратов, и сейчас не балуют известностью и популярностью, несмотря на то, что изучение космоса и всего, что с ним связано – ведущая тема в самых развитых странах мира. А все потому, что это направление – часть военной тайны государства.

Другими словами, все специалисты, так или иначе связанный с полетами в космос, в том числе, и космические баллистики, о которых мы сегодня поговорим – люди особенные. Не только потому что их работа важна для человечества, но и потому что в этой профессии должен быть характер.

Попробуем приоткрыть секреты этой профессии для тех, кто мечтает связать свою жизнь с дальнейшим развитием космонавтики.

Кто такой космический баллистик?

Космический баллистик – это инженер-исследователь, который отвечает за динамику движения, баллистику и управление орбитальными аппаратами и межпланетными станциями.

Кстати, название профессии имеет древнегреческие корни: κόσμος переводится как "Вселенная", а βάλλειν обозначает "бросать". То есть, по сути космический баллистик изучает движение того, что люди забрасывают в космос, а именно – космических аппаратов.

История профессии баллистика начинается немного раньше даты запуска первого искусственного спутника Земли: ровно на столько, сколько понадобилось времени, чтобы рассчитать время и траекторию его полета. А если быть точнее, то фактически она зародилась в 1955 году, когда советскими учеными М.В. Келдышем и М.К. Тихонравовым было предложено вывести на орбиту Земли искусственный спутник с помощью ракеты Р-7.

В 1956 году произошла реорганизация, в результате которой Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева вышла из состава Центрального научно-исследовательского института машиностроения. Сегодня НИИ-88 принадлежит Государственной корпорации «Роскосмос», и в его состав входит ЦПУ – Центр управления полетами, основанный в 1960 году в г. Королеве, Московской области.

В теории обязанности специалиста по расчету динамики движения космических аппаратов были описаны в трудах К.Э. Циолковского. Но более предметно задачи специального подразделения, занимающегося баллистическими расчетами, были прописаны в работах основоположников практической советской космонавтики. Именно им принадлежат разработка первой баллистической ракеты, которая вывела искусственный спутник Земли на орбиту.

Основные функции специалиста определяются общими задачами ЦУП, который с 2016 года занимается практическим обеспечением и управлением полетами:

• Пилотируемых комплексов на орбите Земли;
  • Космических кораблей;
  • Автоматических межпланетных станций;
  • Искусственных спутников Земли, выполняющих социально-экономические и научные задачи.

Кроме расчета движения и наблюдения за управлением космического корабля, баллистики занимаются научными и практическими исследованиями, разработкой баллистических методов и алгоритмов.

Помимо этого, космический баллистик определяет летно-технические характеристики космических аппаратов (ракетоносителей и орбитальных средств) и их конструктивных элементов во время испытаний. Также он отвечает за стабильные технические показатели космических аппаратов при их штатной эксплуатации.

Какими личностными качествами должен обладать космический баллистик?

Чтобы ответить на этот вопрос, легче перечислить все отрицательные личностные качества, которых у инженера-баллистика, работающего в военно-космической отрасли, быть не должно. Впрочем, отбор людей в эту профессию настолько строгий и скрупулезный, что «случайные люди» в этой профессии исключены: список критериев устанавливает несколько ведомств. В профессии необходимы навыки:

• Межотраслевой коммуникации;
  • Исключительное владение языком программирования, робототехникой, искусственным интеллектом;
  • управления проектами: ответственность и организованность, высокий уровень работоспособности, высокий уровень профессиональных навыков и знаний, системное мышление и огромное желание к постоянному самосовершенствованию.

При выборе этой профессии, нужно четко осознавать, что космическая отрасль является частью оборонной системы государства, поэтому все научные открытия в этом направлении являются собственностью государства. При этом баллистику предстоит работа на режимных объектах с высоким уровнем секретности, и даже после окончания службы его перемещение даже в пределах границ нашего государства контролируется органами безопасности РФ. Баллистик не работает, а служит стране, и вся его жизнь строится с учетом интересов Отечества, где личные желания уходят на второй план.

Преимущества профессии космический баллистик

Получив великолепное образование и поступив на государственную службу, инженеру-баллистику не нужно беспокоиться о жилищных проблемах, уровне материального обеспечения, медицинском обслуживании, семейном отдыхе и прочих социальных гарантиях. Забота о специалисте и членах его семьи – часть государственной программы в области развития космонавтики.

По понятным причинам размер заработной платы инженеров по баллистике в открытых источниках не публикуется. Однако принимая во внимание, что военно-космическая отрасль – самая важная и приоритетная статья расходов в любом государстве, где это направление существует и постоянно развивается, размер окладов не может быть маленьким априори.

Недостатки профессии космический баллистик

Не секрет, что «обратная сторона медали» имеется у каждой профессии. Для инженера-баллистика профессиональным недостатком может быть чрезмерно высокий уровень ответственности, умственного напряжения и эмоциональных нагрузок, что негативно отражается на нервной и сердечно-сосудистой системе специалиста. Но при этом, люди, отвечающие за жизнь экипажа космического корабля и даже – всего человечества (внештатные ситуации в этой отрасли, в принципе, недопустимы, учитывая специфику работы), не имеют права на проявление слабости.

Ввиду того, что работа секретная, она ограничивает возможности выбора личных контактов и свободного перемещения. И надо понимать, что в новостных программах о людях, обеспечивающих успешные полеты космонавтов, никогда не рассказывают.

Где можно получить профессию космический баллистик?

Готовиться к поступлению в самые престижные ВУЗы России, на базе которых готовят специалистов для авиационной и космической отрасли, нужно со школьной скамьи:

• усиленно заниматься математикой, физикой, информатикой и астрономией,
  • уделять большое внимание физической подготовке,
  • постоянно расширять кругозор.

Ну а после окончания школы будущему космическому баллистику прямая дорога в такие ведущие ВУЗы, как:

Источники изображений: rambler.ru, uk.m.wikipedia.org, russian.space, cezarium.com

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
Санкт-Петербург

Бакалавриат Очная 260 000,00 ₽

Бакалавриат Очная 260 000,00 ₽
Якутск

Бакалавриат Очная не указано

Бакалавриат Очная 233 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 74 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 63 000,00 ₽
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в г. Нерюнгри
Нерюнгри

Бакалавриат Очная 233 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 63 000,00 ₽
Комсомольск-на-Амуре

Бакалавриат Заочная 38 000,00 ₽

Бакалавриат Очно-заочная 88 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 227 100,00 ₽
Бакалавриат Заочная 38 000,00 ₽
Московский государственный технологический университет Станкин

Бакалавриат Очная 218 000,00 ₽
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Бакалавриат Очная 217 500,00 ₽

Бакалавриат Очная 214 320,00 ₽
Нижневартовск

Бакалавриат Очная 206 837,00 ₽
Бакалавриат Заочная 68 900,00 ₽
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования