Первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко накануне дал эксклюзивное интервью «Российской газете», в котором рассказал о кардинальных изменениях в системе среднего профессионального образования.
Кураторы групп будут получать доплату за воспитательную деятельность
В образовательном ведомстве провели предварительные расчёты и выяснили, что «задачи по воспитанию, по руководству группой, отчасти схожие с тем, что ложатся на плечи классных руководителей в школах, сегодня решают более 100 тысяч работников колледжей». Было решено определить денежное поощрение, и уже есть соответствующее поручение.
Учебники колледжей будут проходить экспертизу
Рассказав о наличии в среднем профессиональном образовании двух типов учебников (по общеобразовательным предметам и профессиональным дисциплинам), замминистра обозначил проблему: использование учебников в колледжах сегодня закон «регулирует не так комплексно».
Он, в частности, сказал: «Колледжи по-прежнему могут использовать любые учебники с любым содержанием, и получается, что содержание одного и того же предмета у десятиклассника и студента-первокурсника колледжа может сильно отличаться. Мы планируем урегулировать этот вопрос».
Планируется повышение качества общего образования
«Важно, чтобы колледж был привлекателен не только с точки зрения профессиональных компетенций и современных рабочих мест, но и с точки зрения качественного общего образования», – отметил чиновник, сообщив о том, что в 2021 году Министерство совместно с Рособрнадзором в колледжах, техникумах и училищах впервые проведут Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Участниками ВПР станут студенты первых курсов, поступившие после девяти лет обучения в школах, и студенты, которые завершили обучение по общеобразовательным предметам в колледже.
Набор в колледжи будет увеличен
По словам Д. Глушко, в 2020 году в колледжи поступили около 1,2 миллиона первокурсников. Исходя из существующей динамики, по предположениям чиновника, в 2021 году набор увеличится ещё на 50 тысяч.
На сегодняшний день около 60% выпускников школ выбирают именно среднее профобразование. Кроме того, растёт число взрослых людей, которые поступают в колледжи на краткосрочные программы и таким образом овладевают новыми компетенциями.
Программы обучения будут «синхронизированы» с потребностями экономики
«В 10 регионах России мы начали пилотный проект по синхронизации системы подготовки в СПО и кадровых потребностей экономики субъектов. Составили пилотный перечень перспективных приоритетных профессий и специальностей в сфере малого и среднего предпринимательства. Туда вошли оператор станков для обработки металлов, мастер по ремонту автомобилей, повар и другие», – сообщил замминистра.
Предполагается обновление перечня профессий и специальностей СПО
Подчеркнув, что перечень профессий и специальностей среднего профобразования постоянно обновляется, Д. Глушко сообщил о планах сократить их количество в два раза (сейчас их около 500). При этом он отметил, что «ни один навык и ни одна компетенция не будет потеряны».
Замминистра пояснил: «Многие программы будут объединены или трансформированы. Другие – переведём на уровень профобучения, то есть на «короткие» программы, которые также можно будет дополнительно и, главное, быстро освоить во время обучения в колледже, по принципу конструктора компетенций по выбору колледжа или студента. Но главное, за счёт чего произойдёт это укрупнение, - совершенно новый способ формирования государственного образовательного стандарта (ФГОС). Мы предложили сделать ФГОС более рамочным и «широким» – оставим один документ для целой группы профессий. Например, «Мастер по пошиву швейных изделий» будет включать ранее отдельные профессии: закройщик, портной, модистка, швея».
Сократят сроки обучения
Министерство намерено сократить сроки обучения по отдельным программам, но не радикально. По каким-то программам сокращение составит несколько месяцев, а по каким-то – до двух лет. Оно, по мнению замминистра, должно лишь увеличить интенсивность практического обучения. Зачем учить специалиста 4 года, если благодаря более интенсивным и качественным программам он может быть выпущен на рынок труда гораздо раньше существующего срока?!
При колледжах будут организованы малые предприятия, где студенты смогут зарабатывать
Д. Глушко заявил о необходимости организации на базе колледжей малых инновационных предприятий и отметил: «Я верю, что они приживутся и будут эффективны. Причём не для того, чтобы малый бизнес пришел и за минимум денег использовал инфраструктуру образовательной организации, а для того чтобы студент получил свой первый опыт взаимодействия с рынком, который порой достаточно хищно ведёт себя по отношению к молодым специалистам. Чтобы студент получил производственную практику и у него сформировалась определённая финансовая грамотность».
Изменения коснуться экзаменов и дипломов
Говоря об итоговой аттестации студентов техникумов и колледжей, замминистра рассказал следующее: «В течение последних лет мы продвигаем новую форму оценки – демонстрационный экзамен по мировым стандартам WorldSkills. Ребята показывают всё, чему научились. Выполняют задания, которые «пришли» из реальной жизни, от работодателей. Мы планируем, что такой практический экзамен станет обязательным для всех учреждений СПО. А сами выпускники, которые сдали экзамен, получают не только диплом, но и цифровой Паспорт компетенций. Это документ, подтверждающий уровень мастерства. Сейчас мы ведём работу по закреплению правового статуса цифрового Паспорта компетенций как дополнительного документа к диплому СПО».