Современная система российского образования стремительно совершенствуется: внедряются новые технологии, регулярно обновляются программы, пересматриваются оценки знаний учащихся. Но успех обучения связан не только с технологическими и программными нововведениями. Социальная адаптация школьников, временно отошедшая на второй план с разрушением советской системы образования и воспитания, вновь вернулась в поле зрения педагогов.
Связь между обучением, воспитанием и становлением личности ребенка, которое приходится на период обучения в школе, реально существует, и отмахиваться от решения этой проблемы нельзя. А чтобы выработать наиболее удачную стратегию преодоления проблемных барьеров, необходимо внимательно изучить ситуацию со всех сторон, в том числе и изнутри. То есть, узнать мнение школьников.
Результаты социологического опроса – за предстоящие реформы!
Признавая ребенка личностью с момента рождения, в соответствии с самым передовым подходом в воспитании, вполне логично интересоваться отношением детей к школе, учителям, проблемам обучения и ролью школы в жизни.
Данные, которые удалось получить в ходе социологического опроса школьников и студентов-первокурсников, красноречиво говорят о значимости неразрывного воспитательного и обучающего процесса в школе.
1. Значимость школы в жизни
- Получение знаний 77%
- Школьные друзья 75%
- Приобретение навыков самообразования 54%
- Навыки общения 47%
- Умение разбираться в людях 43%
- Личностное развитие 40%
- Формирование гражданской позиции 33%
- Раскрытие и развитие индивидуальных способностей 30%
- Умение самостоятельно организовать досуг 27%
- Формирование характера, умения преодолевать трудности 18%
- Бытовые навыки 15%
- Самопознание и самооценка 13%
- Выбор профессии 9%
Вывод очевиден: школа помогает приобрести знания и друзей, но уровень подготовки к вступлению во взрослую жизнь – далеко не на высоте.
2. Отношения «учитель – ученик»
Отношения «учитель – ученик» предполагают не только оценивание знаний учеников, но и субъективное отношение к учителю. Результаты ответов на этот вопрос получены анонимно, но их обобщение позволяет определить общую тенденцию и задуматься:
- Мастерство преподавания предмета 97%
- Практическая психология 93%
- Помощь в раскрытии индивидуальных способностей 90%
- Интерес к волнующим проблемам учеников 90%
- Знание предмета 84%
- Уважение к личности ученика 81%
- Справедливая оценка 77%
- Эрудиция 73%
- Организаторские способности, продуктивность 64%
- Требовательность 49%
Результат второго опроса оказался достаточно неожиданным: подавляющее большинство школьников первостепенным критерием считают профессионализм учителя, но, при этом, не придают значения требовательности, которая, как известно, является «завершающим аккордом» в достижении цели.
3. О чем сожалеют выпускники?
- Поверхностный уровень преподавания предмета 68%
- Приобретенные знания оказались бесполезными на практике 66%
- Плохая подготовка к жизни 63%
- Нежелание учителя находить контакт 81,5%
- В школу не хотелось идти 29%
- Настоящая жизнь проходила вне школы 21%
- Не нашли друзей 15%
- Сожалеют о потраченном времени 11%
Если собрать воедино ответы на второй и третий вопрос, то перед системой образования ставятся серьезные задачи, в которых большое внимание следует уделить воспитательным методикам, оценке личности учителя и его роли в становлении личности ученика.
Психологи о необходимости воспитания личности школьника
Известный психолог Л.С. Выготский отмечал необходимость изучения среды, в которой находится ребенок. При этом он утверждал, что важно уделять внимание не только «абсолютным показателям» - нахождению младших школьников или подростков в стенах школы, но изучению внешкольной среды. По словам исследователя, такой подход дает наиболее объективную оценку, так как «среда определяет развитие… через переживание».
Старшее поколение помнит, какое серьезное внимание уделялось воспитанию патриотизма, духовному становлению, всестороннему развитию личности школьника и подготовке его к самостоятельной взрослой жизни. 90-е годы, связанные с социальной нестабильностью общества и политическими изменениями, к сожалению, разрушительно сказались на целостности образовательной системы – единстве обучения и воспитания, являющимися основой гармоничного развития.
Закономерно, что дети первыми интуитивно ощущают на себе исторические и социальные потрясения, когда взрослые вынужденно сосредотачиваются больше на сиюминутной материальной стабильности, чем на мыслях о воспитании подрастающего поколения.
С наступлением позитивных перемен в государстве воспитание характера и активной жизненной позиции будущего поколения вновь становится важной задачей педагогов и активного гражданского общества.
Актуальные вопросы воспитания: цели и задачи
Как отмечают психологи, исследовавшие особенности развития современных школьников, «пробелы в воспитании» за минувшие 2-3 десятилетия выражаются, в первую очередь, в дефиците патриотизма. Это – следствие снижения политической роли государства на мировой арене. По словам психолога Д.И. Фельдштейна, «именно ощущение человеческой истории, своей непосредственной причастности к этому процессу позволяет человеку найти место своей эпохи, своего общества и себя самого относительно ее целостности. Такое восприятие действительности формирует нравственную ответственность индивида за свои решения и поступки, т. е. формирует его как личность».
Отсюда вытекает первая задача, которая стоит перед нынешней системой образования: воспитание любви к Родине, гордости за ее историю, осознание сопричастности, связи поколений.
Не менее важной задачей является воспитание личностной самооценки. Ребенок становится личностью, оценивая себя через призму отношения к нему окружающих – сверстников, родителей, учителей. Правильные нравственные ориентиры помогут легче адаптироваться в обществе, осознать, что человека оценивают, в конечном итоге, по его поступкам.
Вторая задача – нравственное воспитание. Для успешной социализации необходимо, чтобы общепринятая модель поведения стала детской привычкой, а не тяжелым бременем вынужденного соответствия «для вида». Не менее важно воспитывать в ребенке гуманизм, справедливую оценку окружающих, умение находить контакт с людьми. Эстетическое воспитание в развитии нравственных качеств – дополнительный и эффективный инструмент, который, к тому же, повышает культурный уровень, расширяет кругозор и раскрывает новые горизонты для общения.
Возвращаясь к положительному опыту советской школы, психологи отмечают необходимость возрождения трудового воспитания, как серьезную составляющую часть подготовки к взрослой жизни. С мнением психологов и социологов согласны учителя «старой закалки», которые, ссылаясь на опыт работы в современной школе, замечают отсутствие практических навыков по самообслуживанию из-за «пробелов» в трудовом воспитании. Педагоги считают, что возрождение индивидуальной технологии и системы раннего выбора рабочей специальности решают, одновременно, две задачи: приобретение трудовых навыков – умение что-то сделать своими руками, и повышение собственной самооценки у учащихся.
Кстати, трудовое воспитание, недостаток которого отметили сами школьники, нашло отражение в «майских указах» Президента.
Кроме обозначенных выше направлений предстоящей работы по совершенствованию школьной программы, необходима серьезная переподготовка учителей – формирование кадров, настроенных не только на «вычитку предмета», но и на равноправный диалог с учениками. Сегодня школы нуждаются в учителях, любящих свою профессию и «отдающих сердце детям».
Проблемы образования и способы решения
Справедливости ради надо заметить, что личность ребенка формируется задолго до того, как ребенок переступает порог школы, и даже – детского сада. То есть, ответственность за ее формирование в равной степени ложится как на педагогов, так и на родителей.
Именно родители формируют первое представление о мире, а детском саду и школе приходится работать преимущественно со сложными периодами адаптации, коррекцией поведения и т.д.
Не секрет, что больше 50% родителей, приведя ребенка в школу, полностью перекладывают ответственность за его воспитание на педагога. При этом они считают возможным обсуждать и подвергать сомнению действия учителя, забывая о самом важном принципе педагогики – единстве требований.
В результате, современной школе приходится не только воспитывать/обучать детей, но и восполнять пробелы педагогических знаний у родителей.
Что касается роли государства, то сегодня наконец-то появилась реальная надежда на всестороннюю поддержку реформирования системы образования со стороны власть имущих. Кроме того, существующие в современном обществе настроения позволяют надеяться, что социально-общественная жизнь в ближайшее время не приведет к упадку системы образования.